Организация экологической тропы.

 

 

 

 

Введение.

 

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятель­ности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учеб­ного кабинета в природе». Учебная экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях при­родная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направля­ющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также поле­вого практикума.

Маршрут экологической тропы выбирается таким обра­зом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и антропогенный лан­дшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятель­ности.

Экологическая тропа рассчитана на три категории посе­тителей:

1) педагогов и студентов;

2) старших дошкольников, учащихся школ и ПТУ;

3) родителей, отдыхающих, организованных в экскур­сионные группы и др.

Обычно учебная экологическая тропа посещается орга­низованно под руководством экскурсовода. Однако при на­личии специально разработанных буклетов-путеводителей возможно и самостоятельное ознакомление с экспозицией тропы.

Протяженность учебной тропы обусловливается време­нем, в течение которого может проводиться экскурсия. Для взрослых (старшеклассников) — это два, два с половиной часа — соответственно длина маршрута составляет около двух километров. Для малышей проводятся ознакомитель­ные экскурсии на отрезке маршрута продолжительностью в 30-40 мин. Школьники средних возрастов проходят на эк­скурсии весь маршрут, но знакомятся не со всеми объекта­ми (до 1,5ч)


 

 

История создания экологической тропы.

 

Впервые понятие природная или экологическая тропа   появилась в США. В начале века лесничий Бентон Маккей предложил учредить нечто вроде «заповедника для пешеходов» – проложить тропу по Аппалачскому хребту. К 1922 году пешеходная тропа через все Аппалачи от штата Мэн на северо-западе до Джорджии на юго-востоке была готова, длина ее составила 3300 км. И сразу же она сделалась любимым местом отдыха и общения с природой многих американцев Востока США.

Впоследствии подобные тропы стали возникать в национальных парках Америки: сложные и простые по прохождению, длинные и короткие. Наиболее из­вестные из больших троп — Континентальная тропа в Скалистых горах и Тихо­океанская на западном побережье США. Такие же тро­пы стали создавать в других странах мира: Канаде, Франции, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Кении, Индии, Японии и др.

Более 15 лет идет работа по созданию учебных троп в национальных парках Польской Народной Республики: Беловежском, Кампиносском, Бабьегорском и др. Они проходят главным образом по существующим туристским тропам и явля­ются их составной частью.

Большой популярностью пользуются учебные тропы в Чехословацкой Социалистической Республике. Одни проложены по пещерам окрестностей охраняемой ландшафтной области «Моравский крас» («Мацоха»), другие — в словацких горах «Малой Фатры» («Стефа-ново — Нижние и Новые Диеры», «Разбойничья тропа» и др.). Интересен также опыт организации троп при­роды, накопленный в ГДР.

В России еще до революции, в 1916 году, в Крыму, в 7 км от Судака вдоль скал была вырублена пешеход­ная тропа. Ее называют Голицынской, так как строи­тельство" проводилось по указанию князя Л. С. Голицы­на. Тропа проложена таким образом, что посетитель может ознакомиться с многими природными объекта­ми исключительной красоты и своёобразия

Широкое распространение учебных и учебно-позна­вательных троп на территорий бывшего СССР началось с начала 60-х годов. Инициатором их стал Тартуский кружок охраны природы — первое студенческое природоохран­ное объединение в нашей стране, образованное 13 марта, 1958 года под руководством Я. X. Эйларта —  специалиста по вопросам теории и практики охраны природы, в частности создания учебных троп. К на­стоящему времени практически вся территория Эсто­нии, .включая национальный парк, ландшафтные заказ­ники, зоны отдыха и просто лесные массивы, покрыта тщательно спланированной сетью учебных троп. Широ­ко известны тропы Лахемаа — первого национального парка, организованного в 1971 году. Здесь по­сетители могут ознакомиться с валунными полями лед­никового времени и 200-летними борами (тропа по п-ову Кясму), ледниковыми озерами и камовым релье­фом (тропа Вийтна), растительностью бывших дюн и современных болот (тропа Вирусоо) и многими другими природными объектами.

Примерно в это же время стали создавать учеб­ные и познавательно-рекреационные тропы и в соседних Прибалтийских республиках. В окрестностях г. Бирш-тонас Литовской ССР большой популярностью у взрос­лых и детей пользуется «Тропа зверей» с оригинально оформленными, стилизованными под различных живот­ных пунктами-остановками. Силами сотрудников дома-музея «Лесное эхо» недалеко от г. Друскининкай уже около 30 лет существует тропа «Солнечная». Все соору­жения тропы выполнены из неделовой древесины, обра­ботанной, для долговечности по специальной методике. Тропа служит местом отдыха и познавательных экскурсий для многих тысяч людей, приезжающих со всех концов света.

Оригинальные тропы созданы в лесничестве Швянтойи (Кретингский район)

На территории агробиологической станции Вильнюс­ского педагогического института в Тамошаве создана учебная экологическая тропа «Лебедь». На ней будущие педагоги овладевают методикой работы с детьми в природе.

Широкое распространение этого опыта в нашей стране затруднялось некоторыми организационными моментами. Необходимо было найти форму организа­ции просветительных троп в природе. Причем нельзя было ограничивать задачу создания троп только расши­рением природоведческих знаний. Время выдвигало и иную задачу — целенаправленного использования троп для формирования экологической культуры населения, прежде всего учащейся молодежи. Это предъявляло новые требования не только к характеру маршрута тро­пы, но и к их организаторам и пользователям. На тропах, которые получили название учебных экологи­ческих, основное внимание обращают не столько на знакомство с природными объектами, сколько на оценку деятельности человека в окружающей среде, как естест­венной, так и преобразованной.

Опираясь на результаты экспериментов по 'созданию подобных маршрутов, Всероссий­ское общество охраны природы приняло решение распространить опыт создания учебных троп на территории России. С этой целью в короткое время было организо­вано два республиканских семинара на базе действую­щих троп «Измайловская» (в черте Москвы) и «Пущинская» (Московская обл.),

Результаты этих мероприятий не замедлили сказать­ся. По данным отдела ВООП, всего за два года в разных уголках Российской Федерации было заложено более 120 учебных троп. В их создании в со­дружестве с местными отделениями ВООП активное участие принимали студенты из дружин охраны природы различных вузов, советы по туризму и экскурсиям, турбазы, детские туристические станции и станции юных натуралистов, школьные лесничества, Дома пио­неров, отдельные школы под руководством учителей географии и биологии.

Парк культуры и отдыха г. Южно-Уральска, ор­ганизовал экологическую тропу в естественном бору, занимающем 15 га. Информационные щиты, установленные на тропе, имеют вид развернутой книги: на од­ной «странице» плакат по охране природы, на другой — текст о природных объектах. Предназначена тропа для детей младшего возраста, но может быть интересна и всем посетителям парка

Первичная организация ВООП Комсомольского го­сударственного заповедника (г. Комсомольск-на-Амуре) оборудовала экологическую тропу, на которой установ­лено 30 красочных стендов и аншлагов.

Большая часть троп в настоящее время сформировалась как турист­ские маршруты выходного дня и достаточно насыщена экологической информацией (щитами, указателями, специальными буклетами). В Краснодарском крае организовано или находится в стадии организации око­ло 20 учебных троп.

В 1985 году начали действовать тропа Паустовского и учебная тропа природы от Ласковского до Черного озера, проект которых создала Дружина по охране природы Рязанского клуба туристов. Они же оборудова­ли и установили информационные щиты, соответственно 12 и 20 шт., разработав для этого особую технологию, сравнительно несложную и удобную в эксплуатации.

В Москве первая учебная экологическая тропа была создана в 1981 году в Измайловском парке культуры и отдыха учащимися 446 средней школы под руководст­вом лаборатории—экологического образования.

 


 

Тропа действует в летне-осенний сезон. По ее маршруту проводятся программные экскурсии для уча­щихся этой и других школ района и города. В порядке распространения опыта организаторы, и старшеклассни­ки проводят экскурсии для зарубежных специалистов, директоров и завучей московских школ, методистов и учителей Москвы.

Информационные щиты, установленные на тропе, привлекают внимание значительного числа посетителей лесопарка.

Затем появились аналогичные тропы в Серебряном бору (школы № 57 и 143), в национальном парке «Ло­синый остров» — Мытищинский лесопарк (школа № 767 и географический факультет МГПИ им. В. И. Ленина), в парке «Сокольники» (школа № 1 и МГПИ) и в некоторых других местах. Все московские учебные тропы отличаются сравнительно малой про­тяженностью (в среднем 1—2 км), доступностью для посетителей (дорожки частично асфальтированы), эко­логической информативностью. Прекрасные по своей организации, информационному содержанию и эстети­ческим качествам тропы создают на Украине.  Они носят название природных (тропа Ирпень— Беличи), экологических («По реке Горынь») и природных познавательных (Дахновская).

Создание учебных троп для на­шей страны — дело достаточно новое, но набирающее быстрые темпы, особенно в последние годы. Разнообра­зие форм и методов их создания позволяет вовлечь в эту деятельность довольно большой круг заинтересован­ных организаций и широкую общественность. А это, в свою очередь, способствует расширению не только числа троп, но также и географии их распространения.


 

 

 

Цели и задачи  учебных экологических троп.   

 

    Само название «учебная тропа природы» можно понимать как «мы изучаем природу» и как «природа нас учит». Другими словами, прежде всего цель соз­дания тропы заключается в обучении и воспитании по­сетителей. По словам известного американского эколога Олдо Леопольда, «каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости _всегда под рукой, однако его не всегда пожинают.

С одной стороны, задачей тропы является своеобраз­ный «природоведческий ликбез», т. е. расширение у эк­скурсантов элементарных сведений об объектах, процес­сах и явлениях окружающей природы. С другой сторо­ны, задача экскурсоводов и проводников— научить сво­их слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача учебных троп, — способствовать воспитанию экологической куль­туры поведения человекам/как части общей культуры взаимоотношений людей .друг с другом и отношения человека к  природе

' Особенно широко. тропы. природы позволяют развернуть экологическое .образование и воспитание среди молодежи. Хорошо известно, что далеко не всегда ро­дителям удается привить детям любовь к природе, же­лание ее беречь и, что ещё сложнее, возбудить у каж­дого будущего гражданина" чувство" ответственности за ее судьбу.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического соче­тания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы

Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту, рани­мость, а порой просто беззащитность перед натиском человека, убедить в том, что природа, по выражению Е. Евтушенко, сама «просит нашей помощи, защиты и любви».

Но любовь к природе, особенно у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой — ее нужно пробудить. Исследования показывают, что дети школьного возраста, вклю­чая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние зна­ния, в .других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное. . В основе этого лежит феномен. непо­нимания подростком, а затем и, взрослым состава нару­шения, в своём поведении в окружающей природе.

Наряду с решением задач обучения, воспитания и отдыха тропы природы при умелой их организации способствуют и охране природы. Они являются своего рода регулятором потока отдыхающих, распределяя их в относительно безопасных для природы направлениях. Кроме того, тропа обеспечивает возможность соблюде­ния природоохранного режима на определенной территории, так как облегчает контроль за посещае­мостью и выполнением установленных правил.

Отдельные учебные тропы можно объединять в систе­мы, главная задача которых состоит во временном и пространственном регулировании потока посетителей, рассеивании, распределении их' по территории отдыха во избежание перегрузки наиболее привлекательных и поэтому часто посещаемых участков. А создание таких троп в • окрестностях' особо охраняемых территорий позволит отвлечь от них туристов и отды­хающих, показав им не менее Интересные по природным' качествам ив то же время вполне доступные места. С этой целью в горной местности, а при большой длине тропы и в равнинных условиях, помимо основной трас­сы тропы, проектируется также одна или несколько вспомогательных, чтобы при -необходимости сократить время и снизить сложность прохождения маршрута.

Таким образом, создание учебных троп направлено на решение четырех задач: экологическое обучение и воспитание, отдых посетителей, сохранение природы в прилегающей зоне.

               Традиционно тропы прокладываются по буферным зонам вокруг заповедников, зонам организованного туризма национальных парков, ландшафтным заказни­кам. При этом обычно рядом с тропами выделяют за­щитную, т. е. переходную, полосу. Ширина ее бывает разной: если тропа проходит через густой лес, достаточ­но отвести под переходную зону несколько метров с обеих сторон от нее; если вокруг разреженный лес или открытое пространство, зону увеличивают до десятков метров. Цель ее создания иметь вдоль тропы террито­рию, свободную от хозяйственного использования.

Кроме того, для создания учебных троп подходят, например, городские леса, лесопарки, .зоны отдыха, зе­леные зоны городов и даже леса промышленного исполь­зования и нелесные площади: тундра, степь, полупус­тыня, т. е. территории, не относящиеся к особо охра­няемым.                          . .

За последние пять лет в нашей стране часто орга­низуют тропы в окрестностях школ, пионерских лаге­рей, где они создаются силами самих школьников. Та­кие маршруты получили название учебных экологичес­ких троп. Сам процесс создания и последующего ис­пользования такого типа троп несет в себе большой воспитательный и образовательный эффект, что подт­верждает и многолетний практический опыт.

Во-первых; сам процесс оборудования тропы силами учащихся позволяет руководителям создавать разные ситуации, играющие важную роль в деле образования и воспитания школьников. Во-вторых, оборудованная тропа помогает организовать учебно-воспитательную деятельность учителей и учащихся, в-третьих, она несет информацию для тех посетителей, которые проходят по ней самостоятельно, без экскурсоводов. Если учесть, что тропа, как правило, объединяет участки, где прово­дится экологический лрактикум и организуется _ приро­доохранная деятельность учащихся, то ее использова­ние настолько многогранно, что она становится своеоб­разным учебным кабинетом в природе.

Оборудование тропы не должно быть самоцелью, это одна из форм работы в системе экологического образования и воспитания молодежи. Если ее правильно организовать, то это позволит раскрыть детям свои творческие возможности, сочетать умственный и физи­ческий труд по изучению, оценке состояния и охране окружающей природной среды, что, в свою очередь, даст возможность применить знания детей из школьного курса. А самостоятельная исследователь­ская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начал в школьниках. В итоге рожда­ется важнейшее свойство личности -— убежденность в необходимости беречь природу, опираясь не только на знания, полученные из книг, но и на личный опыт школьника. В процессе общения с природой у него вырабатываются навыки правильного поведения, разум­ного, сознательного отношения к природе

 А ситуации, в которых учащиеся становятся организаторами, «учителями» и пропаган­дистами, не только повышают их экологическую гра­мотность, но и формируют многие свойства их личности. Особое значение имеет физический и умственный труд, ведет к всестороннему развитию школьников.

Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.


 

 

 

Типы учебных троп.

 

Учебные тропы можно клас­сифицировать по разным крите­риям: прежде всего по длине маршрута или его продолжи­тельности.

Как и туристские маршруты, учебные тропы могут быть линейными, кольцевыми и радиальными. Можно различать тропы по трудности прохождения и по слож­ности предлагаемой информации.

Принято считать, что учебные тропы предназначены только для пешеходов. Такой способ передвижения действительно преобладает, но при наличии соответст­вующих природных условий создаются тропы также для водных туристов, лыжников, велосипедистов, любителей верховой езды.

Однако основным критерием классификации троп природы следует считать их назначение: прогулочно-познавательные, познавательно-туристические и учебные экологические тропы. Каждый тип имеет свою специ­фику.

Прогулочно-познавательные тропы природы, или тро­пы «выходного дня», имеют протяженность 4—8 км. Маршрут пролегает преимущественно на природе, обычно вблизи городов и курортных центров. Отдыхающих объединяют в группы, и под руководством экскурсовода или с путеводителем за 3—4 часа они прогулочным шагом проходят весь маршрут, знакомясь с природой, памятниками истории и культуры. В той или иной мере на таких маршрутах затрагивают вопросы взаимоотношения природы и человека, влияния хозяйственной деятель­ности на природу, мероприятий по предотвращению нежелательных последствий .

значение леса для горожанина, лесной микроклимат, способы снижения шума;

подмосковные леса прошлого, их оборонная и строи­тельная роль, превращение коренных лесов в производ­ные.

Помимо летних прогулочно-познавательных троп, можно создавать зимние тропы. Зимний отдых в настоя­щее время получил большое развитие. Его основной и общедоступной формой являются лыжные прогулки. Не­смотря на сезонный характер, они приобретают значе­ние своеобразного экологического фактора, вызывая эро­зию почв на лыжных трассах, нарушая растительность

и т. Д.

Зимняя учебная тропа также способствует осу­ществлению природоохранных, рекреационных, инфор­мативно-познавательных и воспитательных  задач. В отличие от летней зимняя тропа может иметь несколько иную трассу. При выборе основными факторами являются удобство для лыжных прогулок, наличие раз­личных природных объектов, удобных для осмотра в зимнее время. Необходимо также учесть большую скорость передвижения посетителей по зимней тропе в сравнении с летней при наличии одного и того же количества объектов осмотра: на лыжах скорость пере­движения больше, да и рассказ экскурсовода короче зимой — ведь недолго и замерзнуть.

Познавательно-туристические тропы. Их протяжен­ность колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен километров. Тропы такого типа чаще проклады­вают в зонах активного отдыха с малой плотностью населения, а также вблизи заповедников и национальных парков или в границах последних. Среди этого типа троп есть маршруты «выходного дня» средней протяженно­стью 20—30 км с местом для ночлега. Есть маршруты, рассчитанные на прохождение группой туристов в течение отпуска, обычно по путевкам. Характер движе­ния может быть различным: пешком, на лошадях, водным транспортом или комбинированным. Тропы, предназна­ченные для организованного прохождения под руковод­ством проводника, имеют, как правило, значительную протяженность (до нескольких дней пути), отличаются сложностью (горы, заболоченная местность, густая тайга и т.п.). Среди познавательно-туристических бывают и сравнительно короткие тропы, прохождение по которым по той  или иной причине опасно для посетителей.

Для зон отдыха, лесопарков, а также для некоторых туристических районов более характерны тропы, пред-1 назначенные для самостоятельного прохождения. Они? должны быть тщательно размечены на местности и' снабжены не только специальными буклетами, но и, по возможности достаточно большим количеством ин-| формационных щитов. Каждая самостоятельно органи-1 зеванная группа перед выходом на такую тропу обязана пройти специальный инструктаж, который даст не­обходимые простейшие навыки борьбы с нарушителями требований охраны природы на тропе.

Содержательная сторона такой активной формы отдыха может иметь комплексный характер: знакомство с окружающей природой, памятниками истории и культу­ры, наблюдение и оценка различных проявлений дея­тельности человека в природе, изучение и закрепление в практических ситуациях экологически грамотного по­ведения в окружающей среде. Тропы такого типа можно использовать и для обучения узкоспециализированных категорий посетителей.

Прогулочно-познавательные и познавательно-турис­тические тропы по основной научно-информацион­ной ценности могут быть ботаническими, зоологически­ми, геологическими.

Учебные экологические тропы. Это наиболее специа­лизированные для целей обучения маршруты в природе. Их протяженность редко превышает 2 км из расчета проведения учебных экскурсий до 3 часов. Такие тропы рассчитаны в первую очередь на посещение их учащи­мися разных типов учебных заведений: школ, ПТУ, тех­никумов и вузов. Доступны они и для посещения отды­хающими. Движение по маршруту организуется преиму­щественно под руководством педагога или экскурсовода из числа учащихся. Можно и самостоятельно посетить тропу, ориентируясь по указательным знакам и инфор­мационным щитам. Тропы подобного типа должны быть легкодоступны для учащихся. Поэтому чаще всего такие маршруты прокладывают в зонах городских рекреаций:

в парках, лесопарках, зеленых зонах вблизи населенных пунктов.

Основные посетители тропы — организованные учеб­ные группы от младших школьников до педагогов. Со­ответственно и время движения по тропе колеблется от 30—40 минут до трех часов. В целях пропаганды эко­логических знаний учащиеся могут организовывать вре­менные группы посетителей из числа родителей или от­дыхающих в зоне тропы.

Наиболее совершенным вариантом учебной экологи­ческой тропы является ее сочетание с учебным кабине­том природы. Это небольшое помещение в начале или в конце тропы, где с помощью современных средств обучения посетители могут получить дополнительную экологическую информацию, труднодоступную для на­блюдения при кратковременном маршруте.

По своему содержанию тропы такого типа комплек­сные. Прохождение по ним направлено на изучение объектов и явлений природы, на знакомство с культурой природопользования и развитие навыков экологической оценки его результатов, а также воспитание у посетителей экологической этики. Примером может служить тропа «Пущинская» в Московской области.

От формы организации зависит и способ оборудова­ния тропы. Тропы бывают оборудованы информацион­ными щитами на каждой точке-остановке, столбиками-указателями и совсем немаркированные на местности. Первые тропы предназначены в основном для самостоя­тельного прохождения, но не исключается и проведение групповой экскурсии. Пример — тропа в Измайловском парке Москвы, где регулярно силами создателей тропы — школьников проводятся экскурсии.

По тропам со столбиками-указателями могут идти либо организованные экскурсии, либо самостоятельные группы (или отдельные посетители), но в этом случае их необходимо снабдить буклетами-путеводителями.

Существует и другая точка зрения: тропа природы должна быть максимально «дикой» и минимально обо­рудованной. Ее сторонники считают, что тропа хороша тогда, когда экскурсовод может ее выбрать экспромтом в любом месте:в лесу, лесопарке, по берегу реки и т.д.; что достаточно выбрать, запомнить маршрут, даже не маркируя тропу. Экскурсовод останавливает слушателей возле заранее намеченных объектов и рассказывает о них, предварительно подготовишись по той или иной теме.

Все перечисленные выше типы учебных троп в идеале должны не только соответствовать природным и социально-экономическим условиям данного места, но и могут находиться в пределах одной территории.

  Организация тропы.

 Большую воспитательную роль играет сам процесс организации и оборудования учебных экологических троп. Если познавательные тропы природы вблизи или на терри­тории заповедных земель прокладывают специалисты в рамках своего профессионального труда, то учебные тропы рассчитаны на организацию силами общественности и в первую очередь молодежи. Опыт показывает, что инициаторами создания таких троп, как правило, выступают взрослые: ученые, педагоги, жур­налисты, общественные деятели, лидеры студенческих коллекти­вов. С помощью местной системы информации формируется

общественное мнение. Одновременно создается инициативная группа по организации учебной тропы. В нее желательно при­влекать учителей разных предметов, старшеклассников, сту­дентов.

Важнейшим этапом в создании учебной экологической тропы является принятие официального документа, который дает юридическое право на ее организацию. В итоге всей организационной работы создается единый документ — паспорт на экологическую тропу.


 

 

Паспорт на учебную экологическую тропу.

Местонахождение

Проезд далее пешком

Землепользователь

Постановление органов власти о создании тропы

 Значение тропы

Направление маршрута (указать азимуты, ориентиры на местности и расстояние между ними)

Режим использования

Необходимые мероприятия

 Ответственный за охрану тропы

 Шефствующие учреждения Тропа создана

Приложения: а) карта-схема маршрута

б) описание экскурсионных объектов

 

Организация экологической тропы:

Требования к выбору маршрута.

 

Чтобы раскрыть смысл и основ­ные приемы выбора трассы и организации тропы, дадим крат­кую характеристику трех глав­ных требований, которым она должна удовлетворять

1.      Привлекательность троп для посетителей склады­вается из трех компонентов: красоты природы, ее своеоб­разия и разнообразия.

Каждая тропа должна быть непохожа на другие. Это достигается не только проложением ее через особо привлекательные природные достопримечательности:

причудливые скалы, каньоны, пещеры и т. п., но и с помощью оформления, элементами которого могут быть разные для каждой тропы типы мостиков-переходов, стоянок, маркировочного знака тропы и т. п.

Тропа не должна быть монотонной. В процессе бла­гоустройства территории необходимо добиваться смены закрытого пространства открытым, что разнообразит и усилит эмоции от восприятия различных пейзажей.

Все три указанных компонента, из которых склады­вается привлекательность троп, как в фокусе должны сходиться при организации так называемых обзорных точек, т; е. площадок, находящихся обычно на возвы­шении, с которых наилучшим образом открывается па­норама местности. При выборе таких точек наряду с познавательными сведениями географического и биоло­гического плана внимание уделяется сезонной смене ас­пектов, форм, красок и органолептических качеств окру­жающих растительных сообществ, а также акустичес­ким явлениям. Например, если на пути грот, то привле­кательным моментом будет здесь не только уникаль­ность самого объекта, его формы, но также и своеоб­разное эхо — отражение от стенок грота звука голосов, проезжающей машины, пролетающего самолета.

Критерием выбора трассы тропы могут стать и нали­чие памятников архитектуры и этнографии, историчес­кие места. Сюда входят и объекты, соединяющие в себе природную и историческую ценность: вековые деревья, эрратические валуны, вулканические «бомбы», пещеры, целебные источники, считающиеся у местного населения священными. Как правило, с ними связаны определенные традиции и обряды, которые помогают сохранить памятники в их естественном со­стоянии.

Выбирая трассу тропы, наиболее привлекательную для посетителей, нельзя забывать о необходимости соб­людения природоохранных требований. Маршрут слеует планировать таким образом, чтобы он по воз-можности  обходил стороной места обитания редких видов  флоры и фауны, занесенных в Красную книгу или охраняемых специальными постановлениями.

2.  Доступность для посетителей — одно из самых главных требований при проектировании учебной тропы - влияет прежде всего на выбор трассы. Необходи­мо чтобы учебная тропа располагалась сравнительно недалеко от населенного пункта и чтобы к ее началу вели хорошие подъездные пути: посетитель не должен ощущать физической и нервной усталости к тому мо­менту, как он сделает первый шаг по тропе.

Сама трасса тропы не должна представлять боль­шой опасности или сложности для прохождения (слиш­ком крутые склоны, длинные осыпи, скалы, большое число холодных бродов и т. п.), чтобы физическая усталость не уничтожила способности наслаждаться пейзажем, стремления к познанию, восприимчивости к воспитанию.

Прокладывая тропу, выбирая маршрут и места оста­новок, желательно как можно более тесно увязывать их со сложившейся рекреационной ситуацией, т. е. суще­ствующей системой наиболее привлекательных для ту­ристов объектов, и соединять их дорожками не под пря­мым углом, как это еще, к сожалению, практикуется в городских парках, а так, как удобно самим посетите­лями

3. Информативность, т. е. способность удовлетво­рять познавательные потребности людей в области географических, биологических, экологических и иных проблем, — непременное свойство троп. Большая часть из них имеет явную биологическую направленность. Однако не менее важно создавать такие тропы, кото­рые раскрывают также географические проблемы, и прежде всего характер взаимодействия человека с при­родой.

Нельзя сказать, чтобы познавательные потребности были развиты у всех людей в одинаковой степени. И порой даже те, кто часто бывает в туристических похо­дах, приносят с собою воспоминания о длине маршрута, его сложности, о печальных или веселых приключениях и очень редко о жизни леса, зверей и птиц, о влиянии людей на жизнь природы.

Развитие способностей и потребностей к познанию природы на тропе осуществляют с помощью буклетов, плакатов, щитов, рассказов экскурсовода, умелой плани­ровки тропы. Желательно, чтобы путь от одного уни­кального объекта до другого проходил по территории, на которой можно было бы показать весь спектр ланд­шафтов, типичных для данного района.

 С информативностью тропы связано и то обстоя­тельство, что учебные тропы создаются не только там, где есть большое количество уникальных объектов, пользующихся заслуженным вниманием и интересом у населения, но и там, где их нет. В таких местах учебная тропа помогает лучше и всесторонне ознакомиться с привычными ландшафтами и их элементами. При этом так называемая минимальная учебная тропа должна быть спланирована таким образом, чтобы дать вполне точное и достаточное представление о всей посещае­мой территории.

'Практически для всех компонентов природы харак­терно еще одно свойство — ритмичность, чередование в рельефе повышений и понижений, в лесу — открытых и закрытых пространств, в погоде — сухих и дождли­вых дней, в хозяйственной освоенности — населенных и необжитых мест. Все перечисленные свойства существу­ют в природе объективно, однако восприятие их может быть значительно усилено умелым проложением трассы учебной тропы.


 

 

 

Оборудование экологической тропы.

 

Оно начинается с прокладки на местности маршрута тропы и составления крупно­масштабной картосхемы. Целесообразно провести обследование местности радиусом 50 м от полотна тропы, чтобы выявить и картировать интересные экскурсионные объекты или наметить места для их последующего создания.

Эта работа проводится во время внеклассных занятий с группой учащихся, которые увлекаются картографией, совместно с будущими экскурсоводами. Лучше, если руководит такой ра­ботой учитель географии Желательно, чтобы постоянными консультантами этой рабочей  группы были учителя биологии, истории, труда, худо­жественного воспитания. При необходимости для консультации могут привлекаться местные специалисты.

После изготовления картосхемы на один из экземпляров наносится обозначение всех имеющихся на местности объектов экскурсий. На другом экземпляре карты обозначаются те объекты, которые планируется создать в ходе оборудования тропы. Предварительно инициативная группа совместно с консультан­тами тщательно обследует маршрут тропы и, в соответствии с конкретными условиями, выявляет места установки информа­ционных досок, экологических знаков и указателей, оборудова­ния обзорных точек, мостиков, переходов, мест отдыха. Опыт показывает, что для школьников все обозначения па рабочей картосхеме лучше проводить нумерацией. На том месте, где расположен экскурсионный объект, на карту наносят точку, пишут порядковую цифру и обводят кружочком. Для удобства работы экскурсоводов цифровые обозначения лучше проводить цветными фломастерами. Так, например, все натуральные объекты обозначают зеленым цветом, антропогенные   красным, ин­формационные — черным. На оборотной стороне карты д.пог пояснение к цифровым обозначениям.

Нередко необходимые экскурсионные объекты экологической тропы расположены в стороне от маршрута или вовсе отсутст­вуют. Вместе с активом учащихся учитель-организатор плани­рует работу по комплектации тропы необходимыми объектами  Например, можно использовать покинутые, но хорошо сохранивши­еся гнезда птиц, особенно врановых, хищников. Их аккуратно переносят и укрепляют в естественной обстановке в зоне тропы.

Опыт показывает, что на посетителей тропы разного возраста положительный воспитывающий эффект оказывают результаты труда школьников по защите и улучшению природного окру­жения. Поэтому целесообразно, чтобы вдоль маршрута тропы учащиеся выполняли разнообразные общественно полезные дела природоохранительного характера. Для этого можно рекомендо­вать создание микрозаказников для насекомых, пробных площа­док с искусственными гнездовьями и кормушками для птиц. Их успешно можно использовать для проведения исследователь­ской работы школьников в рамках изучения программного материала по зоологии и внеклассных занятий. Полученные учащимися результаты и выводы исследовательской работы на пробных площадках используются экскурсоводами для экологи­ческого просвещения посетителей тропы.

Целый ряд объектов школьники могут создать своими руками, искусно вписав их в ландшафт, окружающий тропу, например, на небольшом лесном ручье соорудить плотину. Установить поблизости натуральные погрызы деревьев этими животными.  А в ближайшем к тропе овраге можно создать модель почвоэрозионного процесса и показать способы борьбы с этим грозным явлением разрушения почвы.

Одной из задач экологического образования является форми­рование бережного отношения к лекарственным, редким и ис­чезающим видам. На внеклассных занятиях школьники могут заложить в зоне маршрута тропы серию ботанических площа­док. На них с учетом экологических требований высаживаются лекарственные растения, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности. Опыт показывает, что не следует обозначать такие растения указателями, сведения о них целесообразно включать в рассказ экскурсовода или текст буклета.  

Известно, что обугленные пятна кострищ разрушают природ­ную среду. Особенно много их в зонах неорганизованного отдыха. Наблюдения показывают, что большинство любителей посидеть у костра на природе не владеют навыками оборудования очага и последующего восстановления почвы на месте горевшего огня. Этот важный элемент экологической культуры поведения в природе важно всемерно пропагандировать на маршруте тропы. Полезно оборудовать в зоне маршрута тропы показатель­ное место отдыха с очагом.

Для обучения посетителей правилам восстановления поч­венного плодородного слоя на маршруте тропы целесообразно иметь кострище со снимаемым дерном, образцы восстановленной почвы на старых кострищах. Особое эмоциональное воздействие  ;

производит на многих посетителей тропы сравнительный показ экскурсоводом кострищ разного возраста. На них видно, как  . много требуется лет, чтобы на сожженной земле снова зазе­ленела трава.

Вся работа по оборудованию экологической тропы проводит­ся в определенной последовательности. После того как выявлен перечень объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе, в школах, участвующих в создании такого учебного кабинета в природе, организуется конкурс на лучший проект каждого искусственного сооружения. Руководят конкурсом учителя художественного воспитания и трудового обучения при консультации учителей биологии и географии. В нем участвуют дети среднего и старшего возраста. Специально создается жюри для оценки проектов. В его состав входят педагоги, родители, шефы, представители общественных организаций, старшеклас­сники. В торжественной обстановке, на общешкольной встрече объявляются лучшие проекты, а их авторы поощряются. Впоследствии по этим проектам школьники на уроках труда и внеклассных занятиях делают соответствующие изделия и устанавливают их на мест­ности. К изготовлению отдельных крупных объектов привлекаются шефы, родители, общественность. Школьники гордятся своим участием в настоящем деле и, что особенно важно, не разру­шают плоды своего труда и своих товарищей.   

 


 

Подготовка экскурсоводов.

 

Провести полноценную по информативности экскурсию по при­родной тропе непросто даже квалифицированному экскурсоводу, поскольку природа весьма динамична и демонстрация некоторых объектов или явлений (сле­ды животных, фенофазы растений, атмосферные про­цессы и др.) требует от экскурсовода постоянной готовности к их появлению или исчезновению, широ­кой эрудиции и наблюдательности, отличного знания местных условий.

При этом необходимо помнить, что изучение кем-то ранее составленной методики, даже очень подробной, дает только канву экскурсионного сценария, который воспроизвести   в   точности   практически   невоз­можно.

 Проведение даже коротких экскурсий по тропе  дает экскурсантам несравненно больше, чем знаком- ство с тем же материалом по книге или телефильму,  а Однако возможность, не торопясь, вникнуть в жизнь природы, разобраться в характере влияния на нее че­ловека появляется только во время более или менее продолжительного пребывания на тропе.

Фактически единственным юридическим лицом, которое во время посещения тропы может осуществлять эффективный контроль за соблюдением природоохранных требова­ний, является экскурсовод, поэтому он должен иметь полномочия общественного инспектора ВООП и уметь ими пользоваться: знать основы природо­охранного законодательства и владеть навыками опе­ративной работы инспектора ВООП.

В нашей стране подготовку специалистов такого типа не ведет ни одно из учебных заведений, хотя на кафедрах Ташкентского и Ростовского университе­тов есть специализация географов для работы в си­стеме туристических учреждений. Таким образом, определенные возможности решения кадровой проблемы существуют, важно лишь, чтобы советы по туризму и экскурсиям поп явили к ней настоящую деловую заинтересованность

Но как бы хорошо ни был подготовлен экскурсавод, эффективность его работы во многом зависит от правильного формирования группы посетителей троп

Поэтому в организации путешествия по природной тропе большое значение имеет предварительная ин­формация участников о характере препятствий на маршруте, его протяженности, необходимом снаря­жении, достопримечательностях маршрута, особен­ностях природоохранного режима в его зоне.

Самый вероятный контингент участников путеше­ствий по природным тропам — учащаяся молодежь, поскольку именно эта социальная группа представле­на наиболее широко среди самодеятельных и неорга­низованных туристов. Поэтому при планировании об­служивания на природной тропе и рекламировании его следует ориентироваться прежде всего на этот возраст. От успешного вовлечения этого контининта-учащейся молодежи — в систему планового туризма будет во многом зависеть решение ключевых проблем рационального использования рекреационных   ресурсов

 

Небольшая численность группы диктуется также требованиям техники безопасности, которые необходи­мо строго соблюдать не только в горных районах (об этом знают — хотя бы теоретически — все туристы и экскурсанты), но также и в равнинных. Поэтому всю группу, прибывшую к тропе автобусом или поездом, следует делить на подгруппы численностью до 15 че­ловек, в каждой из которых работает свой экскурсовод-инструктор


 

 

Экологическая тропа и творческая деятельность школьников.

Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из Привлекательных форм организации их дея­тельности в системе экологического образования и вос­питания. Если она правильно организована, то позволя­ет учащимся с разных сторон раскрывать свои творче­ские возможности, сочетать умственный и физический труд.

Организация тропы силами школьников дает педаго­гам возможность создавать различные жизненные ситуа­ции, решение которых требует от подростков творческо­го подхода, активной деятельности. Задания по изуче­нию и оценке состояния окружающей среды в зоне тро­пы побуждают детей не только использовать свои зна­ния из разных учебных предметов, но и — самое важ­ное — принять посильное участие в трудовых природо-охранительных делах. Самостоятельная исследователь­ская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важней­шее качество личности — убежденность, которая опира­ется не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. У них вырабатываются навыки эколо­гически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Учебная тропа создается детьми для самих же детей, но полной жизнью она живет только тогда, когда сюда приходят и взрослые посетители. Выступая экскурсово­дами на маршруте тропы, школьники приобретают такие ценные качества гражданина, как ответственность и трудолюбие.

Создание тропы, уход за нею и периодическое дооборудование приучают детей к общественно полезному труду и бережному отношению к общему достоянию.

Таким образом, учебная территория в природном ок­ружении служит учащимся и лабораторией для исследо­ваний, и мастерской для труда.

Вся работа по созданию и последующему использова­нию тропы строится на основе сочетания индивидуаль­ной, бригадно-групповой и массовой форм организации деятельности школьников. Применяются игровые ситуа­ции, диспуты, конкурсы, соревнования. Широко исполь­зуются проблемный и исследовательский методы обуче­ния.

Рассмотрим более подробно учебно-воспитательную работу коллектива учителей школы, направленную на формирование творческой активности учащихся в про­цессе создания и использования экологической тропы.

Опыт создания экологических троп «Измайловская» и «Пущинская» показывает, что работу по оборудова­нию тропы целесообразно проводить в такой последо­вательности.

Первый этап — подготовительный.

Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят — организаторов и помощников учителя-куратора. Это могут быть объединенные общими интересами чле­ны кружка, .школьного клуба, научного общества или просто учащиеся разных классов одной школы. На этом этапе большую роль играют постановка общественно значимой цели перед небольшим коллективом учащихся, определение задач и объема работы, раскрытие перспек­тив и определение места каждого ученика в предстоящем деле. Многое зависит от эмоционального настроя груп­пы. Организаторы становятся авангардом, вовлекающим в работу все большее число школьников. Их выступления на классных собраниях выявляют желающих принять участие в об­щем деле. С помощью учителя-куратора все желающие разбиваются на бригады, исходя из интересов и воз­можностей учащихся. Командирами бригад становятся ученики из группы организаторов.

После того как выявлен перечень объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе, в школах, участвующих в создании «учебного кабинета» в природе, организуется конкурс на лучший проект каждого сооружения.

Привлечение широкой общественности к созданию тропы имеет большое воспитывающее значение. Школь­ники гордятся участием в таком серьезном деле и бере­гут плоды труда своих рук.

Приведем примерное содержание работы бригад по созданию учебной экологической тропы в московской школе № 446.

Первая бригада — поисковая — в составе 5—6 чело­век любителей и знатоков природы. Она занималась исследованием местности, выбранной учителем, прокладкой рекомендованного маршрута, выявлением экскурсионных объектов, смотровых точек и мест отдыха. Эту, работу, в том числе прокладку маршрута и составление плана пути, бригада выполняла самостоятельно, но итоги обсуждались совместно с учителем, который умело разрешал споры и разногласия. Общим голосованием был принят лучший проект тропы, после чего бригада вычертила план-схему маршрута.

Эта же бригада вместе с учителем определяла объем содержания познавательных экскурсий, составляющие его сюжеты. По каждой теме подготавливался и защи­щался реферат. В дальнейшем сведения из рефератов школьники-экскурсоводы использовали в своем расска­зе.

Первая бригада составила перечень объектов, расположенных в зоне тропы, и определила примерную тематику научных и художественных текстов, призывов и обращений к посетителям парка, которые надо было развесить на стендах и установить вдоль маршрута. Эта работа проводилась совместно с учителями географии, биологии, истории, литературы.

Вторая бригада — организаторы внутришкольной ра­боты. Эта бригада проводила конкурсы на лучший при­зыв, лозунг, дорожный знак, на лучший научный или ху­дожественный текст в соответствии с перечнем объектов тропы, составленным первой бригадой. Условия конкур­сов, разработанные учащимися, публиковались в школь­ной стенной печати и становились программой действий для всего детского коллектива школы. Участники кон­курсов создавали свои проекты самостоятельно дома или на уроках черчения, рисования, литературы, в кружках и группах продленного дня. Организаторы конкурсов сами активно участвовали в них, консультировали товари­щей, выявляли наиболее удачные работы. Им помогали учитель-куратор и учителя-предметники.

Третья бригада — изготовители — делала стенды, дорожные знаки, информационные доски в соответствии с полученными от товарищей эскизами. Работа проходи­лась под руководством учителя труда. Выпиливание и шлифовку досок учитель организовал на уроках труда в четвертых—восьмых классах.

Четвертая бригада — художники-оформители. Полу­чая доски, стенды, знаки от третьей бригады, они их оформляли — выполняли рисунки, писали тексты каран­дашом. Затем доски передавались в группы продленного дня, где ребята выжигали буквы, схемы, рисунки, ор­намент.

Так работа по оформлению тропы приобрела массо­вый характер. В больших коллективах и малых группах, занятых общим делом, школьники привыкали к делово­му общению и взаимопомощи, приобретали умение рас­пределять и рационально использовать время. Шутки, смех, песни были постоянными спутниками работы.

Пятая бригада — экскурсоводы. Это основные «дей­ствующие лица» экологической тропы с момента ее от­крытия. Экскурсоводы подготавливались из числа старшеклассников. Как правило, экскурсово­дами становятся члены первой бригады, срок работы ко­торой непродолжителен, а интерес к начатому делу у этих ребят особенно велик.

Подготовка экскурсоводов играет большую роль в ов­ладении навыками самообразования. Ребята учатся ра­ботать с научной и публицистической литературой, уста­навливать связи между знаниями по разным предметам, анализируют отчеты своих товарищей, выполненные на экологической практике, которая включает и трудовую природоохранительную деятельность.

В это время учителя организовали встречи школьников с учеными, специалистами в области охраны окру­жающей среды.     

В школе каждого экскурсовода консультировал кто-либо из учителей-предметников в зависимости от темы реферата. Помощь оказывали и родители учащихся.

Кульминационным моментом этого периода явилась публичная зашита рефератов, которая проходила на заседании школьного клуба. На защиту приглашались учителя, администрация школы, родители.

К этому времени бригада изготовителей под руковод­ством тех, кто прокладывал маршрут, уже размещала готовые стенды на тропе, маркировала маршрут и уста­навливала дорожные знаки.

Дальнейшая подготовка экскурсоводов связана с вы­ходом на полностью оборудованную тропу, которая ис­пользуется временно в целях подготовки их к роли про­пагандистов экологических знаний. На этом этапе про­исходит слияние теоретических и конкретных знаний школьников. Экскурсоводы учатся использовать в своих рассказах объекты природы, различные проявления антропогенной деятельности, тексты на стендах.

Привыкание к обстановке, вхождение в новую роль—• процесс психологически напряженный. Индивидуальная работа куратора с каждым экскурсоводом сменялась ра­ботой со всей группой. Проводилась пробная экскурсия, слушателями которой являлись все экскурсоводы. Ребя­та давали друг другу советы, создавали проблемные си­туации постановкой неожиданных вопросов.

Задача учителя — научить ребят не только хорошо владеть текстом, актуализировать свои знания при отве­тах на вопросы, но к рассказывать эмоционально, вызы­вая интерес слушателей. Успех выступлений экскурсово­дов во многом зависит от таких личных качеств, как ма­нера говорить, вступать в общение. Надо помнить, что не только знания экскурсовода-школьника, но и вся его личность, его убежденность, заинтересованность в тех проблемах, о которых он говорит, влияют на слушате­лей, производя на них обычно большее впечатление, чем беседа взрослого человека.

Таким образом, экологическая учебная тропа служит  местом распространения элементов экологической культуры среди различных слоев населения. Причем большая воспитывающая ценность этой формы работы состоит в том, что перед взрослыми людьми носителями ново го социального идеала выступают дети. Необходимость ответственного отношения к окружающей среде, о чем увлеченно и убежденно говорит подросток, воспринима­ется взрослыми особенно остро. Посетители тропы заду­мываются о своем поведении в природном окружении, о том, всегда ли они сами подают должный пример подра­стающему поколению.

Следующий этап—открытие тропы. Это торжественный и волнующий акт. В школе № 446 открытие троны ежегодно происходит весной и становится праздником не только для тех, кто ее создавал, но и для всего школь­ного коллектива. На торжественный митинг приходят ро­дители, учителя, представители Общества охраны при­роды.

За пять лет существования тропы в Измайловском лесопарке экскурсоводы многократно встречались не только с местным населением, посетителями лесопарка, но и с директорами и завучами школ учителями и мето­дистами, учеными и специалистами, руководителями от­делений Общества охраны природы и станций юннатов, учащимися школ района и города — с аудиторией раз­ного возраста и различного уровня подготовленности. Варьировать свой материал в зависимости от состава слушателей, владеть их вниманием — нелегкая задача.

Интерес к рассказам экскурсоводов повышается, если они используют примеры из личных наблюдений в природе, из отчетов своих товарищей о работе, которую ни выполнили по разным темам во время экологической практики в зоне тропы.

Экскурсантов часто интересуют сведения о практических природоохранительных делах школьников, о количестве ребят, работающих на экологической тропе о личном. отношении экскурсоводов к этой работе. В целом проведение экскурсии по экологической тропе— это результат интеграции большого материала по изучению состояния местной природы, познанию трудо­вых дел своих земляков, наконец, результат личного уча­стия школьников в охране природных богатств своего края.

Но поколения учащихся меняются. Экскурсоводы вы­растают и уходят из школы, унося в жизнь то, что при­обрели на учебной тропе. Школе они оставляют хоро­шую память о себе, традиции и смену.

Знаменательным событием в жизни школьников сред­них классов является посвящение их в экскурсоводы. Это происходит на заседании школьного научного обще­ства «Эколог». Старшеклассники передают свои темы младшим товарищам. Но еще целый год старшие обуча­ют младших, консультируют их, готовят к роли экскур­соводов. Рекомендация в экскурсоводы — поощрение за хорошую работу по охране природы. А изучение жизни природы и оценка влияния на нее человека продолжа­ются в период экологической практики, на экскурсиях, во время выездов в экспедиции, на занятиях кружков.

Для массы учащихся местом природоохранительных занятий и практических дел становится участок рекреа­ционной зоны, где проложен экологический маршрут, —' «учебный кабинет», природы. Природа сама учит и вос­питывает своих защитников, хранителей ее ценностей.


 

 

Заключение.

 

Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают рас­ширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Школьники усваивают здесь не толь­ко научные знания о природном среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Имменно на экологической тропе постоянно создаются ус­ловия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав — важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.                    

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у школьни­ка трудолюбие и уважение к груду. Школьники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том числе своей  и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие школьников в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Создание учебных экологических трон помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе заня­тий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отно­шений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспи­тательного процесса на тропе. Экологическая тропа — это перспективная учебная территория, где школьники выступают в роли учителей, пропагандистов, тружени­ков, где формируются их гражданские качества, актив­ная жизненная позиция.

 

 

 

Хостинг от uCoz
Хостинг от uCoz